Что такое спам
Сегодня хочу немного поразмышлять на тему спама.
Определение.
Спам (англ. spam) - рассылка коммерческой и иной рекламы или иных видов сообщений (информации) лицам, не выражавшим желания их получать.
Что такое спам в е-мейлах, практически всем уже давно понятен.
Попробуем разобраться - что же такое спам в твиттере, Фейсбуке и Гугл-плюсе. Как выяснилось, многие до сих пор не вполне понимают что это такое и обижаются, когда попадают в баню или их называют спамерами).
С точки зрения обычной человеческой логики, все, что мне приходит, навязывается, что мне неинтересно, а иногда и сильно "перпендикулярно" и ненавистно - все это принято людьми считать спамом.
Например, человек, увлекающийся собаками и имеющий патологическую ненависть к кошкам, любые разговоры о котах будет воспринимать в штыки и человека, публикующего кошек, может посчитать спаммером. А может и настроение быть не соответствующее...
Т.е.
все, что человеку неинтересно, на что он не подписывался сознательно, - он автоматически относит в разряд спама. Например, мои посты про политики Гугла на английском некоторые воспринимают как спам...))))
"Как же так? Ведь это же важная информация!" - могу я возмутиться))). Однако и тут, и в большинстве других случаев есть
- 1-е - непонимание того, что такое спам
- 2-е - возможно публикующий допустил ошибку, неверно указав корреспондентов-получателей/аудиторию для своей публикации
- 3-е - сторона читателя допустила ошибку в настройках фильтров тех, кого и как читать.
- и последнее - несовершенство систем фильтрации наших социальных сетей))). Тут уж, извините...))) Было бы неплохо, например, чтобы можно было еще фильтровать по тематикам, ключевым словам и т.п. Но это пока только пожелания).
Например, человек, публикующий информацию про сковородки, может быть глубоко уверен, что его сковородки спасут мир))) - и никто его не переубедит в противном, и он по-своему тоже прав. И яростно будет защищать свою позицию и обижаться, когда его обвинят в спамерстве, или еще хуже - когда он получит бан/блокирование аккаунта от социальной системы в результате работы анализирующих алгоритмов или на основании жалоб других пользователей.
Как же сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы - целы?) На мой взгляд, социальные сети дают нам очень много различных возможностей (хотя их все еще недостаточно), и надо научиться правильно ими пользоваться.
Итак, посмотрим на понятие спам с точки зрения того функционала, что предоставляют нам
Twitter, Facebook и GooglePlus (другие сети - принцип аналогичен).
Твиттер
В твиттере вы можете просто писать посты (статусы), не адресованные никому, т.е.
всем или "в никуда"))). И исходя из этого - это Ваша личная лента, Ваша жизнь, Ваше мировоззрение, Ваше настроение, и тут - Ваше право - что Вы тут напишете... Ибо "мой забор - что хочу, то и пишу"))). Тут могут быть и ссылки, и картинки... (только помним об авторском праве!, ну и некоторых приличиях). Все сказанное не касается ботов, рекламирование порнухи, призывов к насилию и т.п.
Из опыта мне попадались люди, которые годами фолловят/читают десяток аккаунтов, и им этого достаточно, поэтому они критично относятся к тому, что попадает им в ленту чтения. Но это, исходя из специфики твиттера, где мы читаем и читаемы тысячами, несколько "экзотичное" использование твиттера). Для такого рода фильтрации в нем есть списки...
Второй случай твитов - когда они
адресованы одному или нескольким аккаунтам/адресатам. Здесь уже есть адресат (присутствие упоминания аккаунта, напр.
@UkrainianLife). И этот адресат может оказаться не тем человеком, не в том настроении, или какая другая причина. Поэтому получив от Вас сообщение, а еще хуже - ссылку, которая ему может быть просто неинтересна! - он может посчитать это спамом, и как минимум - отфолловить Вас, заблокировать, или хуже - послать в твиттер "Рипорт про спам".
Особенно это касается групповых общений (паровозиков). Попадаются люди, которые видя "паровозик", или участвуя в нем, вдруг ни с того ни с сего постят туда ссылку... Ребята!))) Это - прямая дорога в баню))).... Очень велика вероятность того, что кто-то из этой группы не воспримет Вашу ссылку так, как Вам хотелось бы, и отошлет рипорт про спам. А может быть это сделают и все участники данной беседы... Поэтому, стоит хотя бы предупредить о том, что Вы будете постить ссылку, и для чего... А лучше вообще такого не делать.
Третий вид публикаций в твиттере - это ДМ, или в народе - личка. Это персональные послания, беседы так сказать "тет-а-тет"... Поскольку тут должны обсуждаться самые интимные дела, то большинство спам-ботов, а также другие программы - автоматического фолловинга, вспомогательные программы ведения нескольких аккаунтов и т.п., работающие с твиттером, ориентированы именно на постинг в ДМ. В следствие этого у большинства твиттерян ДМ - это сплошная спам-помойка, куда летят различные "спасибо, что зафолловил - посети мой сайт)))" и прочие приглашения...
Не пишите мне в ДМ! - пишите в
Гугл+ или в
ФБ - или оставляйте комментарии тут. Больше вероятность того, что я их увижу))).
Однако есть часть людей, которые имеют свой узкий круг общения и продолжают периодически общаться в ДМ... И вот тут как раз и получается, что человек, яростно непереваривающий кошек, вдруг получает персональное приглашение полюбоваться на кису). Его реакция явно предсказуема - он потратил время, вошел в ДМ, кликнул по Вашей ссылке, ну или не кликнул, но ему Ваше сообщение - ну никак...))) Он или блокирует, или посылает Вас в баню...Не стоит настойчиво рассылать свои рекламные ссылки своим фолловерам в ДМ).
Из опыта похоже, что на основании определенного контента, количества ссылок и особенно повторяющиеся ссылки, и количества "Жалоб" на аккаунт, твиттер может приостановить, а то и совсем наложить бан на аккаунт.
Попали в баню?) - не отчайвайтесь. Стоит разобраться - что же Вы делали не так, и подать апелляцию. Твиттер - самый лояльный из всех социальных сетей, в 99-ти случаях он вернет... Пожурит, заставит постоять в углу)))..., но вернет).
Гугл-плюс
Здесь все немного сложнее. Великий Гу предоставляет свой взгляд на управление информационными потоками. Это и круги, и ограничение области распространения/видимости публикаций.
С одной стороны Вы, как автор, можете управлять размером аудитории, которой доступен тот или иной пост - от "Для всех", где как понятно, что данная публикация видна всем, до "Мои группы", или Конкретный перечень групп или отдельных аккаунтов... Если Вы не уверены, что данная информация может всем оказаться интересна, или есть какое-то другое подозрение в обвинении в спаме, то всегда лучше публиковать не "Для всех", а для ограниченного круга людей.
Отдельно хочу сказать про публикации с аудиторией "Расширенные группы". Это означает, что публикация будет видна моим друзьям и друзьям моих друзей. С этим типом публикаций стоит быть особенно осторожным. Не факт, что друг моего друга тоже любит то, о чем я пишу. Но при этом он наверняка получит мою публикацию, и может резко отреагировать на нее... Например, послав Гуглу жалобу...
Еще один опасный момент - это галочка "Уведомлять по е-мылу". Это значит, что данная публикация столь важна, что человеку кроме ленты, придет приглашение на почту... Большинство людей такие уведомления очень не любят и рассматривают их как спам. Тут нарваться на жалобу в Гу проще простого).
В большинстве же случаев, все-таки для того, чтобы найти новых друзей, которым тоже интересна Ваша тематика, публикациям дают опцию "Для всех". Поэтому Гугл дает нам второй механизм фильтрации.
С другой стороны, Вы, как получатель-читатель, можете управлять поступающей в ленту информацией, группируя пользователей, например, в тематические круги и настраивая их подходящим образом.
Гугл считает, что в круги мы закругляем изначально интересных нам людей. Поэтому, если Вы видите кого-то, кто входит в Ваши круги, но он Вам совершенно неприемлем - его просто можно откруглить. Возможно у Вас просто разные взгляды на этот мир...
Кроме этого, если человек Вам интересен и Вы не хотите с ним терять связь, но при этом он публикует много всякого-разного, можно завести отдельный круг, и установить в нем настройки "Не показывать в основной ленте", или показывать минимально.
В общем - играясь группировкой людей в круги и настройками этих кругов, можно добиться более-менее нормальной жизни).
Отдельно стоит еще упомянуть приглашения на мероприятия... Они ну жутко доставучие))) Поскольку они по определению прилетают на почту, то если мне это уже надоедает, я просто откругляю этого человека. Хотя знаю, что есть люди, которые в подобных случаях посылают Гуглу жалобу... Видимо перед тем, как сформировать список такой рассылки, стоило бы поинтересоваться - хотят ли люди получать такие приглашения.
Итак, играясь настройками кругов, списками аккаунтов в кругах, и областью действия публикаций, вполне возможно без привлечения жестких мер "жалобы и блокирования" жить в миру Гу.
С
Сообществами дело обстоит несколько сложнее. Тут не все, кто входит в сообщество, являются Вашими друзьями, т.е. закруглены. Поэтому с введением этого функционала опять начались конфузы и непонятки. Вступив в Сообщество, Вы имеете возможность включить или отключить уведомления о публикациях в этом сообществе. По умолчанию уведомления выключены. Однако, если Вы вступили и Вам интересна тематика, публикуемая в сообществе, многие включают и... получают очередную головную боль...
Массы спамеров (не обижайтесь))) ломанулись сразу использовать этот новый функционал для расширения своей аудитории... Возьмем, например, наше
сообщество Хозяюшка. Все, кому не лень, начали туда публиковать свои рекламные ссылки. Поскольку уже по наименованию понятно, что данное сообщество обсуждает определенную тематику, то публикации рекламы спа-курортов, бизнес-лохотронов, производителей железобетонных конструкций и проч. - тут явно не вписываются ни в одну из означенных рубрик и естественно никому не только не интересно, более того - вызовет явную неприязнь.
Какие методы борьбы у членов сообщества против подобного спама? Возможно, опять же, это и не спам, а очень важная информация, которая спасет мир, но главное - она совершенно не вписывается в озвученные Сообществом рамки тематик, а также выработанные в нем правила публикаций. Варианты следующие (в порядке возрастания наказания): удалить публикацию, исключить автора из сообщества, запретить автору вступать в сообщество в будущем, и ... послать жалобу великому Гу... Честно скажу, иногда и у меня руки чешутся, послать этот рипорт про спам).... Постарайтесь не допускать такого.
В Сообществе обычно вырабатываются некоторые правила публикаций, есть тематика, и чтобы не получить блокирование аккаунта от Гугла, не стоит публиковать в сообществе такое, что может быть трактовано как спам.
Фейсбук
Тут я уже постараюсь более кратко...
Те же грабли, плюс предложения в ФБ отметить страницу как понравившуюся... Ну дико бесят эти предложения. Ну зафрендились мы, но это не повод бомбардировать человека, зачастую совершенно незнакомого, предложением лайкнуть что-то, отметить страницу как понравившуюся, подобными обращениями в личку.
Фильтрация. Опять же - пользователей Вы можете группировать, а уведомления - настраивать списки аудитории.
Кроме этого - можно вступать в группы (как Сообщества в Гугл+), и публиковать информацию внутри этой группы. Уведомления на почту о публикациях и комментариях в группах можно тоже настроить.
Образно говоря, у Вас есть "свой забор"))), на котором Вы можете писать, что считаете нужным. При этом при публикации Вы всегда можете ограничить видимость своих постов - "Для всех" - Public, или для Друзей, или выбрать отдельный список.
Кроме этого, в Фейсбуке есть возможность написать на "чужом заборе"))). Т.е. зайти на страницу аккаунта и написать там пост. В зависимости от того, как настроено отображение "забора"))), а обычно оно "видно всем", и будет отображаться Ваша информация. Есть красавцы, которые пытаются написать на моем заборе "Покупайте лучший навоз у нас!")))... Ребята! Это - мой забор!))) А кто на мой забор....)))) - тот в навоз и полетит)))).... И это - естественная реакция человека.
Понятное дело, что писать на чужом заборе дело опасное))). Хозяин забора может обидеться и легко одним кликом - отправить Вас ...))). Поэтому с таким вторганием в чужой монастырь стоит быть поаккуратнее. Особенно этим грешат разные встроенные ФБ-игрухи-приложения. То "Вася о тебе написал свой отзыв - узнай что", то "Петя отметил тебя самой красивой на фотке")))... Это публикуется на стене корреспондента, и если он не вполне нормально это воспринимает, есть риск...)))
Фуххх.... Что-то уж больно много букафф... )))
Надеюсь, я смогла объяснить основные принципы, по которым следует жить в социальных сетях.
Терпимость, лояльность, культура, и ... учиться.. учиться))) - как говаривал один лысый дедушка))).
Если что-то упустила - дополняйте плиз в комментариях. Большая просьба - дополнения лучше все-таки, чтобы они не терялись - давать тут, а не в комментах в Г+ и др. соцсетях).